![]() |
График Гвидо
Аретинского (о нотной графике; для газеты "1 сентября") |
![]() |
Такая простая и привычная вещь, как система координат, была введена в математический инструментарий не так давно: ее изобрел Декарт в XVII веке. Это изобретение по праву называют гениальным - трудно себе представить развитие алгебры и геометрии без системы координат. Да и нам с вами различные графики нередко помогают в удобной и наглядной форме увидеть те или иные тенденции или зависимости: стоит только на одной оси отметить дни, а на другой - рубли, и можно наглядно изобразить рост курса доллара; примерам несть числа. Но вот что интересно: в том, что математика лишь с XVII века пользуется этой замечательной системой, виноваты только сами математики - они в течение шести (!) веков не замечали ту же систему координат и графики в ней буквально у себя под боком - в музыке (а ведь музыка в средние века считалась одной из наук наравне с той же математикой, алхимией, астрономией и т.д.), а точнее, в системе записи музыки, разработанной Гвидо Аретинским еще в XI веке. Действительно, посмотрев на ноты, мы увидим не что иное, как самый настоящий график музыки: по вертикальной оси определяется высота звука, по горизонтальной - момент его появления, т.е. время. Таким образом, два внепространственных параметра (частота колебаний и последовательность ее изменений) получили прекрасное отображение на плоскости в прямоугольной системе координат, отцом которой правильнее называть Гвидо из Ареццо, а не Декарта. Изящная идея Гвидо Д`Ареццо с момента своего появления стала сразу же обрастать многими дополнениями, которые, с одной стороны, делали запись музыки все более удобной, точной, компактной и т.п. А с другой - уводили ее в сторону от графика в чистом виде: горизонтальная ось времени дана как бы в "немасштабированном" виде (т.е. расстояния между нотами вовсе не должны соответствовать их длительности - длительность показывается с помощью различного начертания самой ноты - "белой" со штилем или без, "черной" - без хвостика или с одним, двумя и т.д.), вертикальная ось высоты звука поделена линейками нотоносца на ступени диатонической гаммы, а следовательно, неравномерно (например, от "ми" до "фа" - один полутон, а от "фа" до "соль" - два, но на бумаге между ними расстояние по высоте одинаковое); "дырки" заполняются с помощью знаков альтерации, что имеет чисто музыкальный смысл, но некорректно-графически. Прибавьте к этому целую армию всяких знаков и значков (мелизмы, лиги, точки, акценты, вилки и проч., и проч.), которыми обильно усеяны нотные партитуры, и не так-то просто будет за всеми "наворотами" нотной графики разглядеть график математический, лежащий в ее основе. Даже если не принимать во внимание все исполнительские знаки, указывающие на изменения темпа и громкости, акценты и многое другое, и рассматривать только основной необходимый нотный текст, все равно "музыкальный алфавит" останется весьма сложным, а правила написания - многочисленными и сильно "разветвленными" в зависимости от той или иной фактуры музыкального материала. Но вот что странно: правильному написанию нот музыкантов никто не учит! Не только в музыкальных школах, но и в училищах и даже в консерваториях по совершенно неизвестной причине нет даже коротенького (в 5-6 часов) курса о нормах нотной графики. А ведь запись музыки намного точнее (а следовательно, и ответственнее) записи речи. Музыкальная партитура, написанная невнимательно, небрежно и безграмотно, уже не является партитурой, а становится неким шифром без ключа. Основные
правила нотной графики Нотная грамота - язык международный, но только в общих чертах: многие тонкости нотной графики в разных странах и в разные времена трактуются по-разному; общепринятого свода правил, к сожалению, нет. Нам следует опираться на современные отечественные издательские нормы. Не пытаясь обьять необьятное, рассмотрим лишь самые основные правила для самых простых случаев написания одного - двух голосов на одном нотоносце. Штили Штиль вниз пишется от левого края нотной головки, штиль вверх - от правого. Нормальная длина штиля - приблизительно октава, но может быть по обстоятельствам и короче (например, если не помещается подтекстовка). 1 голос на нотоносце: от нотных головок, расположенных ниже третьей линейки, - штиль вверх, на третьей или выше - штиль вниз. 2 голоса на нотоносце: в верхнем голосе штили вверх, в нижнем - вниз. Это будет означать самостоятельность голосов. Только такой случай и будет описываться далее. Лиги Лиги никогда не должны касаться нотных головок, штилей и прочих знаков, тем более пересекать их (за исключением тактовой черты). 1 голос на нотоносце: если все штили вверх - лига наводится снизу; если хотя бы один штиль вниз - лига сверху. 2 голоса на нотоносце: все лиги верхнего голоса - сверху, нижнего - снизу. В этом случае от головки к головке проводятся только лиги, обьединяющие звучание одной или нескольких одинаковых по высоте нот; остальные ведутся от противоположных нотным головкам концов штилей. Точки Точка, обозначающая увеличение длительности в полтора раза, ставится точно справа от нотной головки, если она находится между линейками. Если нота на линейке, то: 1 голос на нотоносце: точка справа над линейкой; 2 голоса на нотоносце: в верхнем голосе - справа над линейкой, в нижнем - справа под линейкой. Альтерация Случайные знаки альтерации действуют до конца такта и только в том голосе, в котором появились. Бекар, отменяющий случайный знак, в следующем после его появления такте не обязателен, но желателен. Если разделения на такты нет, то действие случайного знака распространяется только на одну ноту (или несколько подряд повторяющихся), однако отменяющий его бекар обязателен до конца строки. Такты Нельзя разрывать такт, перенося его на другую строку. Повторяющиеся ноты Знак "||о||" может ставиться в случае, если во всех голосах одна и та же нота (аккорд) повторяется подряд не менее шести раз. Первая и последняя из повторяющихся нот (аккордов) выписывается обязательно.
|